Небольшое размышление о короткометражном фильме Марселя Дюшана «Anemic Cinema». Темы: текст в искусстве, эксперимент, авангард.
Алексей СИНИЦЫН
Все, что проецируется кинопроектором на экран, следует считать частью кино, будь то предметы, пейзажи, лица и даже текст. Несколько десятилетий словесный элемент играл в кинематографе особую роль: до появления звукового кино текст неизменно сопровождал «движущееся изображение», помогал зрителю понять сюжет, описывал происходящее, транслировал реплики героев. Без такого рода помощника могли существовать только авангардные фильмы сюрреалистов, дадаистов, абстракционистов – в общем, самых прожженных хулиганов от кино, вроде Ман Рэя и Ганса Рихтера. «Нормальное» же, студийное кино, которое предпочитала большая часть посетителей кинотеатров, без помощи текста существовать не могло – стабильно через небольшие промежутки времени поток «движущихся картинок» прерывался, чтобы на понятном человеческом языке белым по черному разъяснить зрителю, что же в последнюю минуту происходило на экране.
Эта традиция периодической смены изображения и текста прочно закрепилась в практике создания фильмов, стала неотъемлемым элементом кинематографа, превратилась в канон. Ну а если где-то сформировался некий незыблемый канон, то должен возникнуть и бунтарь, который начнет этот канон рушить. На роль такого радикала вряд ли мог подойти кто-то лучше балагура и дадаиста до мозга костей – Марселя Дюшана. Для того чтобы поиграть со спецификой текстового элемента в кино, известный авангардист решает даже снять свой первый и единственный фильм – Anémic cinéma (1926). В этой небольшой короткометражке Дюшан впускает текст, которому всегда выделяли лишь скромное место в интертитрах, в само киноизображение. Текст становится главным героем фильма, а буквы, «исполняющие» его роль, вынуждены работать как самые настоящие актеры, перемещаясь в пространстве выстроенных постановщиком декораций (спиралей-роторельефов), смиренно приводя в жизнь художественный замысел режиссера.
Профессия, вернее, миссия Дюшана, которую он старательно реализовывал всю свою жизнь – это разрушение канонов, обнажение стереотипов и шаблонов мышления, игра со всеми прочно устоявшимися и незыблемыми догмами в культуре человечества. Французский авангардист не привык довольствоваться нападками лишь на что-то одно, как правило, для каждого своего произведения он выбирает целый набор канонов и стереотипов и подвергает их коллективной деструкции. Anémic cinéma не стал исключением в этом ряду. Помимо ломки устоявшейся роли текста в кино, Дюшан в своей семиминутной ленте умудряется также подтолкнуть зрителя к переосмыслению самого феномена кино. Кино анемично, заявляет самим названием Дюшан. Причем это даже не он добавляет эпитет «anémic» применительно к слову «cinéma» — само слово «cinéma» (кино) уже включает в себя слово «anémic», стоит лишь немного изменить расположение букв, и слово скажет все само за себя. Итак, кино анемично по своей природе – утверждает художник и пытается наглядно продемонстрировать это зрителю: с помощью своих роторельефов Дюшан демонстрирует, что все атрибуты, приписываемые кино, в реальности являются лишь продуктом деятельности человеческого мозга, плодом восприятия и интерпретации увиденного самим зрителем. В кино нет движения, нет трехмерности, нет глубины пространства кадра, в нем есть лишь последовательная смена статичных кадров, а все производное – это лишь иллюзия, которую создает наше воображение. Наблюдая за роторельефом на экране Anémic cinéma, мы начинаем осознавать очевидность этого. А вот восприятие кино, а вместе с тем и реальности становится уже не таким очевидным и простым, как казалось ранее.