Хрупкий мир грез: «Город мечты» Анук Стекете и Эфье Бланкеворт

Размышление о совместном проекте фотографа Анук Стекене и писательницы Эфье Бланкеворт «Город мечты».

 Алексей СИНИЦЫН

 

Фотограф Анук Стекете и писательница Эфье Бланкеворт с 2006 по 2010 год готовили проект, посвящённый паркам аттракционов мира. С результатом этого масштабного исследования, кстати, можно было ознакомиться на  выставке в РОСФОТО в Петербурге в мае-июне 2013. При этом посетителя ждал не просто фоторассказ: помимо изобразительного материала, авторы подготовили и небольшие (буквально в два-три абзаца) тексты, своего рода путевые заметки-размышления, которые помогают посмотреть на изображенный на фотографиях мир под особым углом.

Авторы проекта запечатлели парки развлечений Ирака, Руанды, Ливана, Израиля, Палестины, Колумбии, Индонезии, Китая, Туркменистана и США. Уже из этого перечня стран видно, что создатели сделали основной упор на проблемные регионы, на те города, которым хорошо известны такие вещи, как война, геноцид, похищения, казни, нищета. Однако авторы пошли по пути сопоставления этих регионов с абсолютно благополучной, на первый взгляд, Америкой, ведь все выбранные страны на самом деле объединяет общее желание сбежать из настоящего, которое их явно не удовлетворяет. Во всех случаях людьми движет желание создать рай на земле, место, где человек будет чувствовать себя предельно комфортно, причем идеальный образ всегда ассоциируется с прошлым, с неким золотым веком – именно поэтому во всех парках развлечений мы видим попытку реконструировать традиционную культуру. Что это, как не страх людей перед будущим, перед стремительным ходом истории, перед прогрессом? Особенно интересно, что это желание задержаться в минувшем дне свойственно не только странам третьего мира, которые еще не совсем порвали со своими традициями, но и государству, которое принято считать локомотивом прогресса и глобализации, — Соединенным Штатам.

Фотографии намеренно не сгруппированы, и зритель, перемещаясь от одной фотографии к другой, фактически скачет по всем странам и континентам. Благодаря столь резкому перемещению мы видим, что один парк по большому счету мало отличим от другого – у всех есть нечто общее, и мы оказываемся посетителями своего рода всеобщего Парка Развлечений, универсального для всех стран и народов.

Для многих может стать неожиданным тот факт, что авторы не сделали ни единой фотографии тех явлений, которые в первую очередь ассоциируются с парками развлечений: зритель не увидит здесь ни толп людей, ни всеобщего веселья, ни кружащихся и сверкающих всевозможными огнями аттракционов. Авторы идут по другому пути: они вообще «не впускают» нас на территорию развлечений, чтобы мы не были ослеплены их блеском, нам предлагают прогуляться вокруг парка как такового, пройтись вдоль тех стен, которые отделяют мир развлечений от мира боли и страданий, мир фантазии от мира реальности. Благодаря этому неожиданному приему мы оказываемся в роли человека, сумевшего вырваться из платоновской пещеры, и можем увидеть искусственную природу тех миров, в которые человек так жаждет сбежать.

Большинство фотографий демонстрируют нам стены, которые возводятся для того, чтобы максимально полно отгородить сказочный мир от мира реальности. По большому счету, именно эти стены, эти старательно возводимые границы изучает фотограф, а точнее то, что эти стены символизируют: эскапизм, стремление сбежать от реальности, от тех тревог и проблем, которые ее наполняют, в мир фантазии, безмятежности и покоя, в мир, где все понарошку. Все эти парки развлечений служат доказательством того, что те противоречия, которые раздирают общество, никто не в состоянии разрешить, поэтому остается лишь один выход – создать маленький мирок, где обо всех горестях и тревогах можно забыть. Символично, что во многих парках развлечений (как об этом пишет Бланкеворт) вводится скидка на билеты для солдат, ветеранов и пенсионеров, то есть для тех категорий людей, которые хорошо знают о том, сколько ужасов может преподнести реальная жизнь, и которым нужно многое забыть. Таким образом, фактически парки развлечений, будучи инструментом бегства от травмирующей реальности, уподобляются алкоголю и наркотикам. Но ни одно из этих средств не способно решить проблем, и поэтому луна-парки не перестают быть востребованными – люди возвращаются в них вновь и вновь за очередной порцией забвения.

Анук Стекете со своим нетипичным способом запечатления реальности ломает привычный образ парка развлечений, ей удалось «схватить» и «обнажить» искусственность и хрупкость того мира, в который мы столь страстно рвемся сбежать: люди на фотографиях выглядят так, будто чувствуют себя пойманными на месте преступления, словно они делают нечто непозволительное и неправильное. Мы видим в глазах этих людей признание в собственной слабости, в желании убежать от проблем и в бессилии изменить этот мир. Фотографии Стекете не покажут зрителю типичного для парка аттракционов веселья, напротив, от них веет тревогой, словно они сделаны за минуту до того, как разразится гром и пойдет сильнейший ливень, грозящий устроить нашему несовершенному миру очередной Библейский Потоп.

Алёша

Алёша Синицын — создатель и редактор сайта YOKEN TOKEN.

Я решил сформулировать свою жизнь как путешествие и отправился в Странствие: буду ехать по миру, смотреть по сторонам и рассказывать здесь, на страницах моего блога о том, что видел и что понял.

Помимо личных историй из путешествий, я также делюсь своими знаниями о том, как путешествовать самостоятельно и при желании очень и очень бюджетно.

Оставайтесь на этой волне!